"Информашка"
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

«Применение современных педагогических технологий на уроках информатики»

Доклад на тему: «Применение современных педагогических технологий на уроках информатики»

Учитель информатики МБОУ»Ключевская СОШ»

Дуракова Людмила Васильевна

 2009 год

Сегодня на первое место в процессе обучения ставится личность ребенка, а ее развитие определяется как ведущая идея современной теории социализации. В последние годы в педагогический лексикон вошло понятие «Педагогические технологии», заменив более близкий преподавателям термин «Методика». Технология любого производства предусматривает получение конкретного результата с определенным уровнем качества. Формирование умений  и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель строит свою деятельность так, что все его действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата. Для себя уяснила суть: планируем гарантированный результат в процессе применения педагогических технологий.

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко прейти на личностно-ориентированные технологии. При этом создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом и развитием их индивидуальных особенностей. Урок информатики дает шанс каждому проявить себя. При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень: одному от природы дано много, другому мало; некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Изложение материала и задания должны ориентироваться на все перечисленные группы.

1.При выполнении практических заданий на компьютере стараюсь создавать ситуацию успеха для учащихся, слабо владеющих компьютерными технологиями, первоначально даю им упрощенный вариант работы. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а индивидуальный темп создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися. Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности. Например, если на уроке проходим тему «Перевод чисел в позиционных системах счисления», пока одни ученики переводят десятичные дроби, другие работают с целыми числами. Стараюсь обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге.

Материал для изучения стараюсь структурировать для работы на 3-х уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

2.Применяю в своей практике и коллективное взаимообучение. В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде. Компьютерный класс можно сделать и мощным средством для организации групповой работы. Часто ученикам кажется, что работать вместе легче, чем одному. Они с радостью встречают любое предложение групповой работы. В процессе работы выясняется, что это совсем не просто, моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы был продуктивным и оставил яркие впечатления. Важным моментом при организации групповой формы работы является:

ü  Деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

ü  Разработка и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

ü  Оценивание деятельности учащихся.

Класс делится на пары или четверки. Каждой группе дается свое задание, изучают его, делят на части. У каждого ученика своя задача, которую он выполняет (есть задачи потруднее, есть полегче), на следующем уроке проводят взаимообучение, каждый своей части.

Положительные моменты:

ü  Дети учатся проговаривать.

ü  В процессе развиваются навыки мышления и памяти.

ü  Работа идет в индивидуальном темпе.

ü  Обеспечивается более прочное усвоение материала.

3.При изучении темы «Базы данных» очень органично пришла к модульному обучению. В первую очередь для осуществления модульного обучения нужна большая предварительная подготовка учителя. По теме «Баз данных» подготовила учебное пособие с подробным описанием технологии создания таблиц, запросов, форм, отчетов и макросов. Каждый шаг снабдила иллюстрациями экранных окон. Главная идея технологии модульного обучения: ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, то есть организовывать, консультировать, контролировать.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах.

Тема делится на блоки:

1.       Блок – теория.

2.       Практические блоки.

3.       Блок – промежуточный контроль. Самостоятельные задания в конце каждого блока.

4.       Блок генерализации знаний. Проектные работы.

Например, при изучении темы «Базы данных» блок – теория включает в себя следующие теоретические вопросы: назначение баз данных и принципы построения, модели баз данных, свойства реляционной модели баз данных, проектирование базы данных. Содержание практических блоков: создание таблиц, создание запросов, создание форм, создание отчетов, создание макросов. Каждый  ученик самостоятельно отрабатывает каждый блок. Меняется форма общения учителя и ученика. Я готовлюсь не только к тому, как лучше провести объяснение нового материала, но и к тому, как лучше управлять деятельностью учеников на занятии, ученики отрабатывают заранее подготовленные на компьютере задания. По окончании теоретических блоков, ученики отвечают на тесты, которые заготовлены по каждой теме. Практические блоки завершаются самостоятельными заданиями на компьютере.

Задания составляю с целью определения степени усвоения темы. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге. Поэтому курс усвоения идет законченными порциями и в случае неудачи на конкретном шаге ученик должен повторить конкретный элемент, а не весь курс. Он может еще раз просмотреть нужную информацию, не мешая своим одноклассникам. Ученик учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Существуют определенные трудности. Некоторые учащиеся, не преученые к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования и дозированной индивидуальной помощи. Эта система обучения требует не только большой предварительной подготовки учителя, но и напряженного труда ученика. Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий.

4.Метод проектов является естественным при изучении информационных технологий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учеников. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Например, проблемами при изучении темы «Базы данных» являются:

ü  «упорядочивание информации» - создание таблиц.

ü  «умение отбирать из совокупности информации необходимую» - запросы.

ü  «создание графического интерфейса доступа к базе данных» - формы.

ü  «оформление» - отчеты.

ü  «автоматизация повторяющихся операций» - макросы.

Информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, поэтому возможен выбор темы проекта по любой школьной дисциплине. Проекты предполагают привнесение знаний из различных школьных дисциплин, будь то химия, литература, биология, география и т.д в единый обучающий процесс. Такой проект позволит ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. В результате творческой работы каждый ученик должен показать созданную им самим базу данных, состоящую из одной или нескольких таблиц, запросов, форм, отчетов. Для приобретения навыков публичных выступлений необходимо, чтобы каждый учащийся защитил свой проект. Возможна и взаимооценка школьниками работ друг друга. Результаты выполненных проектов на уроках информатики могут быть готовы к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляю по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль осуществляю в форме защиты индивидуальных проектов.

Перед, нами, учителями встает вопрос: «Возможно ли сделать так, чтобы у учащихся была мотивация изучать все предметы?». Стараюсь своими средствами создать такую мотивацию. Желающим ученикам предлагаю самостоятельно разработать тему проекта. Каждый может проявить себя в наиболее интересных для него областях. В перспективе брать заказы от учителей для дальнейшего применения на уроках. Небольшие проекты начинаем делать с шестого класса. При изучении текстового редактора даю шестиклассникам задание сделать красивый титульный лист для реферата или книги со вставкой картинки, сделанной в графическом редакторе Paint. Ученики выбирают темы рефератов или книги по разным предметам или темам и соответственно создаются разнообразные рисунки. Например, оформление титульного листа к Азбуке – ребенок в Paintе кисточкой цветной краской выводит «немного корявые» буквы, и затем вставляет в титульный лист, выглядит великолепно. Ученики выбирают всевозможные рамки в меню Формат, красивые шрифты для темы реферата или книги, их цель – выровнять заголовки по центру, данные об ученике по правому краю. Каждый занимается творчеством, равнодушных не остается. Цель проектов – найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

При изучении теоретических тем, которые не запоминаются учениками и с трудом проговариваются ими при устном опросе, таких как управление и кибернетика, правовая охрана программ и данных, моделирование и формализация, я даю им в качестве проекта создать интерактивную презентацию по изучаемой теме. Ставлю задачу, что презентация должна включать гиперссылки на текстовые документы, предварительно заготовленные ими в текстовом редакторе, и на рисунки, созданные ими в графическом редакторе. Ученики с увлечением работают над проектом и параллельно запоминают сложный для них материал. Здесь работает принцип Сенеки «Слышу-забываю, вижу – понимаю, делаю – запоминаю». Причем весь класс работает над одной темой, а проекты получаются совершенно разные: разный дизайн, разные картинки, разные анимации. При защите проектов акцентирую внимание на интересных находках учащихся.

Метод проектов дает возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач.

«Педагогические технологии» в переводе с греческого означает «Искусство давать знания», работа учителя останется искусством, сколь технологично ее не описывай.

Скорее реальная технология учителя это комплекс технологий – ТРАДИЦИЯ преподавания, постоянно меняющаяся в зависимости от многих причин.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А.Дистервег)

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Эйвон (08.05.2013) | Автор: «Применение современных педагогичес
Просмотров: 4982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 20.10.2018, 11:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Календарь
Изречения великих
Категории раздела
Мои статьи [3]
Котик
Статистика

Copyright MyCorp © 2018